интернет-школа программирования
создаем с удовольствием!
8 (910) 440-46-88
 

Слишком много звездочек


Знаете, обращу внимание на еще один недостаток, который вижу постоянно в самых разных курсах.

Его можно условно назвать «слишком много звездочек». Под звездочками можно воспринимать любые постоянные внешние положительные поощрения учащегося за решения простых задач – визуальные (звездочки), аудиальные, просмотром анимации, баллами и пр.

Предвижу естественный вопрос родителей – почему это плохо-то? Если ребенку интересно – разве это не станет дополнительной мотивацией? А если не интересно – разве не станет какой-то?

Ответ: к сожалению, нет. А вот привести к так называемому вытеснению внутренней мотивации внешней – может.

Внутреннняя и внешняя мотивация


Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. Грозовая туча на горизонте очень мотивирует быстро бежать из леса домой. Пообещали людям премию – они стали шевелиться быстрее.

Внутренняя мотивация — мотивация, которую человек носит в себе независимо от внешнего окружения. Маленький ребенок все время что-то пробует, все исследует – и, похоже, что это определяется не столько окружающими его стимулами, а идет из него самого. Также считается, что творческая активность в первую очередь связана с внутренней мотивацией.

Мотивация – это про импульсы, подталкивающие поведение человека. К сожалению, они не всегда складываются – более того, исследователями описан феномен постепенного вытеснения внутренней мотивацией внешней. Т.е. если все время давать внешнее положительное подкрепление – деньги, баллы, положительные оценки – человек начинает ориентироваться именно на эту мотивацию. Его творческие мотивы «затухают», и постепенно он ничего не хочет делать без внешнего стимула.

Вряд ли это хорошо, да?

Вот еще фрагмент исследования, посвященного участникам олимпиад:

Отличались ли наиболее успешные участники олимпиады особым мотивационным профилем?...

...у наиболее успешных участников олимпиады вновь был обнаружен феномен доминирования внутренней мотивации над внешними ее типами. Напротив, менее успешные школьники продемонстрировали достаточно высокую выраженность всех исследовавшихся внешних типов мотивации – стремления угодить родителям, желания получить право поступить без экзаменов в вуз и честолюбивого желания соревноваться и быть лучше других. Все они негативно сказывались на результатах, хотя и не принадлежали к ярким типам контролируемой мотивации.

То есть менее успешные подростки в большей мере воспринимали олимпиаду как место борьбы за призовое место ради достижения славы, внешнего признания, поступления в престижный вуз на льготных основаниях, в то время как их более успешные сверстники относились к ней скорее как к интересному событию, ценному самому по себе, участвуя в котором можно попробовать свои силы и побороться, но прежде всего не с другими, а с задачей и самим собой.

Как сохранить внутреннюю мотивацию?


Так что же – совсем не награждать детей?

Да в общем, нет, награждать можно и нужно. Но – за правильное.

Давайте объясним – внешняя мотивация должна поддерживать внутреннюю. Не заменять. К сожалению, множество заданий даваемых школьникам – например, «постройте набор операций, позволяющих провести мышонка из пункта А в пункт Б» – на самом деле скучные. Я это вполне серьезно – попробуйте выполнить несколько арифметических примеров. Или составить несколько подобных «алгоритмов». Это реально довольно скучное занятие – правила понятны, но ты должен «уговорить» машину, что ты решил это задание (поскольку проверка в дистанционных системах часто автоматическая). Ребенок не то, чтобы хочет это делать, но ему говорят, что это и есть «обучение».

Какие варианты?

Ну, например, мы стараемся объяснять ребенку в программировании общие вещи, а дальше – очень важно! – давать ему возможность самостоятельно, свободно их применить. Этим мы поощряем его творческое начало. Мы как будто говорим – «Главное, что ты придумаешь. Самое важное – твоё творчество». Принятие самого ребенка, его порывов – это и есть поддержка внутренней мотивации.

И неожиданно становится неважно, сколько ты получаешь звездочек. Потому что и так весело. Мы немножко разбавляем это поощрениями и рейтингом, но, в общем-то, не считаем это важным. Для нас самое главное – дать хороший материал для творчества.

И наоборот – как не разбавляй рутину «пункта А и Б», все равно это набор задачек, которые нужно выполнять последовательно, потому что так надо машине и учителю.

Поэтому советую – избегайте сервисов, где слишком много звездочек. Идите туда, где ребенку и так интересно.

Январев Владислав
30 мая 2020 г.